ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ.
На написание данного материала меня заставил вопрос озвученный в одной из телевизионных передач о автомобилях и дорожном движении. Вопрос к зрителям звучал так «Что является причиной ДТП?».
Ответов была много и разных.
Со своей стороны могу предложить основанное на адвокатском опыте защиты граждан по уголовным делам ДТП (дтп с пострадавшими), гражданским спорам ДТП (гражданские дела о возмещении ущерба причиненного ДТП) свой ответ на данный вопрос.
На мой взгляд, ответ на вопрос «Что является причиной ДТП?» это нарушение участниками дорожного движения требований Правил Дорожного Движения РФ.
- Нарушение участниками дорожного движения требований ПДД РФ и это основная причина ДТП.
ПДД РФ это основной документ, которым должен руководствоваться участник дорожного движения. Именно ПДД РФ регламентирует порядок действий участников дорожного движения. В том, числе и когда плохое дорожное покрытие, погодные условия, выбор необходимого скоростного режима, порядок проезда перекрестков и т.д.
В тоже время со временем некоторые требования ПДД РФ постепенно водителями начинают забываться. Это легко проверить. Попробуйте, используя электронные тесты проверить себя на знание ПДД РФ. Надеюсь что, результат у Вас будет хороший. Если нет, есть смысл освежить свои знания ПДД РФ.
За каждым ДТП, всегда есть нарушение правил ПДД явившееся причиной дорожного происшествия.
Следовательно, знание и соблюдение ПДД РФ является важным условие обеспечивающим безопасность участников дорожного движения.
- Отсутствие внимания у водителя, пешехода концентрированного на дорожном движении.
Современная жизнь наполняет нас чрезмерным объемом информации. Трудовые будни отнимают у нас физические и умственные силы. Жизненные проблемы и задачи постоянной крутятся в голове. Бывает и наоборот. Чрезмерно веселое настроение или умиротворенно расслабленное состояние. И вот в таком задумчивом, рассеянном, а иногда и болезненном состоянии водитель управляет автомобилем. Данное состояние, как правило, приводит к потери концентрации внимания за происходящим процессом движения.
Отсутствие концентрации внимания на дорожном движении не позволит водителю или пешеходу своевременно, заранее спрогнозировать свои действия и действия других участников дорожного движения. При этом с момента возникновения опасности для движения водитель должен успеть увидеть и осознать эту опасность, применить физическое действие – торможение. Проще говоря, голова должна распознать опасность для движения и дать команду на торможение ноге.
Если, голова забита мыслями, водитель излишне расслаблен то, его внимание рассеяно. Также болезненное состояние здоровья не позволяет быть внимательным. Другие отвлекающие факторы как громкая музыка, разговоры с пассажирами, общение по телефону влияют на реакцию водителя в момент возникновения опасности для движения. Реакция водителя будет замедленной.
При этом нормативными документами на принятие решение водителю и нажатие на тормоз предоставляется время, исчисляемое в долях секунды или в зависимости от времени суток одна секунда. Для рассеянного внимания этого катастрофически мало, что приводит к несвоевременной, запоздалой реакции направленной на предотвращение ДТП. Кроме этого, отсутствие внимания не позволяет водителю, пешеходу спрогнозировать развитие дорожной ситуации.
Поэтому важно находясь за рулем или переходя дорогу быть собранным и внимательным.
- Не умение прогнозировать дорожную ситуацию.
Дорожная обстановка это постоянно меняющееся условие дорожного движения. При управлении автомобилем необходимо оценивать не только свои действия. Необходимо оценивать действия других участников движения. Важно стараться заранее увидеть то, что ваши действия или/и возможные действия участников дорожного движения создадут опасность для движения.
При совершении маневра обгон водитель понимает сложность маневра и старается рассчитать с учетом дорожной ситуации и выполнить маневр безопасно.
Также можно и нужно поступать и в других дорожных ситуациях.
Например, пешеход двигающийся по краю обледенелой накатанной проезжей части вроде бы не мешает движению автомобиля и в тоже время водителю лучше снизить скорость, даже остановиться и пропустить пешехода. Ведь не исключено что он может поскользнуться в тот момент, когда рядом будет, проезжает автомобиль.
Пешеходы, также должны понимать, что физически автомобиль невозможно остановить без тормозного пути, что право на переход проезжей части пешеходу можно реализовать во первых в соответствии с требованиями ПДД, а во-вторых убедившись в безопасности перехода проезжей части. Когда пешеходу понятно, что его видят и пропускают автомобилисты.
Важно стараться прогнозировать на предмет безопасности свои действия и действия других участников движения с целью избежать опасной ситуации всем участникам дорожного движения. Прогнозирование дорожной ситуации является профилактикой направленной на предотвращение ДТП.
- Нарушение скоростного режима.
Простая и часто звучащая причина ДТП, а особенно ДТП с пострадавшими. Однако, как правило называя эту причину ДТП говорят о превышении установленного ПДД РФ ограничения скоростного режима. При этом превышении скорости в пределах не штрафуемого лимита все равно остается превышением скорости и в случае ДТП наступит ответственность.
Кроме этого, прошу обратить внимание на требование п. 10.1 ПДД РФ
"10.1. Водитель должен вести транспортное средство со скоростью, не превышающей установленного ограничения, учитывая при этом интенсивность движения, особенности и состояние транспортного средства и груза, дорожные и метеорологические условия, в частности видимость в направлении движения. Скорость должна обеспечивать водителю возможность постоянного контроля за движением транспортного средства для выполнения требований Правил. При возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства".
Как видно ПДД РФ не только обязывают соблюдать ограничения установленного скоростной режима, а еще и учитывать дорожную ситуацию.
Дорожная ситуация может складываться из погодных условий, видимости, интенсивности движения и т.д. При этом скорость должна обеспечивать возможность контролировать движение автомобиля и возможность своевременной остановки автомобиля с целью предотвращения ДТП. Следовательно, водитель должен выбирать скорость движения исходя не только из установленного ограничения скоростного режима, а также снижать скорость движения, двигаться со скоростью меньше разрешенной, если это требует дорожная обстановка. Например, погодные условия (туман, гололед) будут причиной для снижения скорости движения автомобиля т.е. необходимо двигаться со скоростью меньше разрешенной. Кроме этого, выбирая скорость движения автомобиля надо принимать во внимание и свой возраст, опыт вождения.
Поэтому соблюдение требования п. 10.1 ПДД можно считать одним из основных требований для предотвращения ДТП.
- Отсутствие понимания юридической ответственности при управлении транспортным средством.
Часто автомобиль воспринимается водителем не как средство передвижения, а как атрибут роскоши, средство самоутверждения, товар со всеми вытекающими правами потребителя.
Автомобиль же, как указано в ст. 1079 ГК РФ это источник повышенной опасности и именно так к нему необходимо относиться.
Понимать и принимать ответственность за управление автомобилем является условием, позволяющим не нарушать требования ПДД РФ, быть внимательным и аккуратным за рулем.
Пожалуй, все. Это конечно некоторые причины и факторы, приводящие к дорожно-транспортным происшествиям.
Желаю всем безопасности на дорогах и всех благ
Адвокат по уголовным, гражданским, административным ДТП в Екатеринбурге.
Помощь адвоката по уголовным делам ДТП. Помощь адвоката по ДТП с пострадавшими.
Споры по ОСАГО, КАСКО.
Просто позвоните прямо сейчас тел. 8-922-205-90-99
С Уважением адвокат Токарев Алексей Алексеевич.
2023г.